Кубики Зайцева – чтобы учиться, надо играть

Расскажи о нас :
Светлана Лицкевич | 16.02.2015 | 94

Разговор о раннем развитии ребенка не обойдется без упоминания методики обучения чтению и письму петербургского педагога Николая Зайцева. Все мы слышали о его знаменитых кубиках.

Основной принцип, который предлагает методика, – обучение в форме игры. У ребенка есть потребность играть в любом возрасте. И если ее грамотно использовать, эффективность такого обучения будет куда выше, чем любое принуждение. А если правильно вовлечь ребенка в игру, то уже в самом раннем возрасте он способен обучиться чтению. Иногда даже одновременно с тем, как начинает говорить.

Что зашифровано в кубиках

Кубики Зайцева выглядят, на первый взгляд, странно – они разного размера и разных цветов, на них нанесено разное количество букв или слогов. В соответствии с методикой, слова делятся не на слоги, а на склады. Это могут быть не только сочетания согласных и гласных, но и отдельные буквы, согласные с мягким или твердым знаком и т.д. Это части звукоречевого кода, которые неделимы. К примеру, обучаясь говорить, ребенок никогда не произносит отдельные буквы. Даже в его лепете слышны буквенные сочетания. Они-то и составляют основу складов, которые нанесены на кубики. Сочетания, которые образуют склады:

  • согласные и гласные (СО, БИ, ЛО);
  • гласные, которые выступают целым слогом;
  • согласные в сочетании с мягким и твердым знаком (ВЪ, ДЪ);
  • отдельные согласные (часть закрытого слога).

У каждого кубика разная форма, цвет и даже звук. Так ребенок значительно быстрее схватывает их содержание. Дети не запоминают, а чувствуют разницу между согласными и гласными, мягкими и твердыми буквами.

Те, кто занимался по этой методике, уверяют, что дети 3,5-4 лет учатся читать с первых же занятий, а годовалые малыши, с которыми родители играют по методике Зайцева, начинают читать и говорить одновременно.

Играем и учимся

Обучение проходит в игровой форме. Дети не должны сидеть за партой, а могут свободно передвигаться, даже лежать на полу – кому как нравится. Склады, которые нарисованы на кубиках, ребята не просто произносят – они их пропевают, прохлопывают в ладоши, при этом можно прыгать, бегать. Кубики имеют разный вес, размер и звучание – деревянные, золотые, железные. При их запоминании работает образное мышление. А вот от размещения на кубиках картинок к буквам Зайцев намеренно отказался. Так у малыша будут запоминаться только речевые склады, а не связка «буква-предмет».

Основной принцип, который предлагает методика, – обучение в форме игры.

Основной принцип, который предлагает методика, – обучение в форме игры.

Погружение в среду

Родителям, чей ребенок учится по кубикам Зайцева в саду или в центре детского развития, рекомендуют поддерживать «среду» и дома. Повсюду должны быть развешены специальные таблицы слогов и арифметических действий (начальное обучение математике тоже входит в систему). В игровом обучении по системе Зайцева «участвуют» игрушки, музыкальные инструменты, пазлы, строительные наборы, кубики с фрагментами картинок. В обучение малыша как бы вовлекается вся семья. И эффективность методики во многом зависит от того, насколько родственники едины в своем желании обучить малыша.

Многие педагоги отмечают, что дети, овладевшие чтением с помощью методики Зайцева, могут испытывать сложности в школе, где обучают по схеме «буква-слог-слово».

Осваивание кубиков идет поступательно, от малого к большому. Сначала ребенок воспринимает их как обычную игрушку – учится строить башни и крепости. Со временем его внимание обращают на то, что на них что-то написано. Родители пропевают склады, нарисованные на каждом из кубиков (в комплекте методики есть кубики, таблицы и аудиозапись с вариантами распевок). Затем малыш учится находить и группировать крупные кубики с одинарными буквами, потом собирает кубики поменьше, объединяет их по цветам, размерам и, наконец, складам. После того как ребенок усвоил надписи на кубиках, начинается самый интересный этап – склады нужно собирать в слова.

У этой методики, как и многих других систем раннего развития детей, есть немало сторонников. Если вам не жалко потратить вечер и разобраться во всех премудростях системы Зайцева, то почему бы не попробовать? Только не забывайте, что главное условие успеха – последовательность и регулярность занятий. И ваш малыш обязательно порадует вас первым прочитанным словом.

16.02.2015 Развитие
:
9.12.2014 263 

Играем и развиваемся

Ребенок первого года жизни развивается через игру. И важно понимать, какую задачу выполняет каждая из игр.

:
14.11.2014 414 
Волшебные палочки Кюизенера
sergein :
6.07.2015 669 
Как распознать вундеркинда
 Ilka Erika Szasz-Fabian: Малыш пылесосит
26.11.2014 740 
Методика Симорон - воспитываем самостоятельность играючи
comments powered by HyperComments
Ещё одну историю

markcarper : малыш проснулся

Чтобы утро было добрым: помогаем малышу проснуться с улыбкой

Мама Юля

Как рано проснуться? Над этим вопросом ломают головы миллионы людей. А если у вас есть маленькие дети, которых нужно поднять с утра, задача многократно усложняется. Есть способы, которые помогут сэкономить время и нервы по утрам.

James Peragine: малыши дерутся

Как не вырастить эгоиста: анализируем родительские ошибки

Наталья Богодяж

Все начинается естественно: психологическое отделение от мамы, осознание собственного «я», потребность в самоутверждении. Все эти качества необходимы, чтобы ребенок формировался как личность. Но иногда детский эгоизм начинает перерастать в нечто большее, пугающее… Почему так происходит?

monkeybusiness : дети

19 заповедей для родителей от Марии Монтессори

Елена Тимофеевна

Мария Монтессори призывает родителей к тому, чтобы они позволили детям проявлять самостоятельность. При этом нужно оказывать активное содействие и всяческую помощь и поддержку.

Copyright © ООО «Издательский дом «Толока». Все права защищены.